Н.М.Никольский об историческом значении книги: «Велльгаузен со
свойственной ему необыкновенной наглядностью и остроумием бросает взгляд на
весь пройденный библейской критикой путь... Велльгаузен не побоялся „поставить
на голову“ всю историю Израиля, как ядовито заметил один из его
противников, и достиг того, что после его книги прозрели даже многие
„слепые между нами“, упорные сторонники традиции».
|
Из предисловия: «Предлагаемая вниманию читателя книга А. Мальвера очень интересная и нужная книга. Но эта интересная и нужная книга нуждается в некоторых оговорках. <…> У автора почти совершенно отсутствует анализ экономических отношений, определяющих, в конечном счете, ту или иную форму религии. <…> Нельзя согласиться также с заявлением автора, что „первым культом людей был культ солнца“ и что он „составляет основу почти всех религий“. Этот взгляд на возникновение религий А. Мальвером заимствован у Макса Мюллера, на которого он ссылается в начале своей книги, и который не подтверждается фактами, добытыми современной этнологией. <…> Солярная мифология развивается значительно позже и на относительно более высокой ступени культурного развития. Широкое распространение культа солнца явилось следствием развития более или менее устойчивого земледельческого быта <…>. <…> К числу достоинств автора следует отнести то, что он сравнительно редко занимается общими рассуждениями, а больше держится почвы фактов. А поскольку он стоит на почве фактов — а факты, сообщаемые им, чрезвычайно интересны,— постольку читатель сам сумеет сделать из них соответствующие выводы».
|
Из предисловия: «Для русских трудящихся, православных, католиков и протестантов, разоблачение христианской религии, со всей ее магией, чертовщиной,
эсхатологией, верой в иерархию и так-наз. св. писание, есть важный шаг
вперед по пути выработки научного мировоззрения, и с этой точки зрения
книга Древса дает много полезного исторического и критического материала.
[...] Прыжок человечества из царства необходимости в царство свободы,
начало которому положено в Социалистической Республике, тесно связан с
изгнанием из голов трудящихся всей Европы всякой метафизики, более или
менее грубым сортом которой является всякая религия».
Drevs-02-1924-rus.djvu Drews-1910-eng.djvu |
Из заключительного раздела брошюры: «Как в основном, так и в
мелочах христианская церковь черпает свой материал из того же
источника верований и представлений, сохранившихся с
незапамятных времен каменного века. Собрав в таинстве крещения воедино
разные элементы примитивных верований и связав их с идеей воскресения,
церковь легко овладела самым слабым пунктом психики верующих
страхом смерти и жаждой бессмертия. Крещение стало одним из устоев
христианской веры, от которого с трудом отходят даже „мало“ верующие. Но
достаточно слегка поскоблить грандиозное с виду здание веры, чтобы
обнаружить гниющие остатки дикости и варварства».
|
Из редакционной статьи: «С каждым годом
насильнический звон этот становится все тише
и тише. Наступило время, когда церковные колокола должны окончательно
замолчать по всей земле СССР, полностью и безоговорочно
уступив место трудовым фабричным и заводским гудкам.
|
Из редакционной статьи: «На основе
этого богатого развития научных исследований о церкви
Робертсону не так трудно было дать систематический свод и построить чисто
научную и, следовательно, чисто атеистическую историю церкви.
[...] Атеизм Робертсона выражается в том, что он работал, как
последовательный ученый. Он не проявлял никакой тенденциозности, он не
насиловал фактов, он изображал историю, как отражение действительных
процессов социальных отношений в прошлом.
[...] В книге Робертсона собран обширный и чрезвычайно интересный материал
фактов, разоблачающих храстианство».
|
Из редакционного предисловия: «Предлагаемый сборник составлен главным образом научными сотрудниками Центрального музея народоведения (ЦМН), как для целей марксистского изучения происхождения религии и ее ранних ступеней, так и для задач социалистического строительства и неразрывно связанной с ним антирелигиозной пропаганды среди нацменьшинств РСФСР и в союзных республиках. Одна из задач сборника также послужит учебным пособием по религиям народностей СССР для студентов наших антирелигиозных вузов и факультетов.
|
Из «Вступления»: «Роль культа, обрядности в религии огромна. Масса верующих лишь в культе и через него приобщается к церкви и ее догматам. Культ не только внешнее проявление религии, но и мощное орудие одурманивания масс. Недаром церкви всех толков стремятся обставить возможно более пышно и торжественно свои культовые празднества и священнодействия. Церковь умело сочетает отправления культа с учением о грехе и воздаянии, о бессмертии и вечном спасении, о рае и аде и прочей глубокомысленной чепухе и таким образом опутывает своею сетью забитую массу верующих. Поэтому очень важно вскрыть всю нелепость, дикость и вредность всех видов культа. С этой точки зрения значительный интерес представляют так наз. таинства, занимающие в христианском культе — да и в богословии — видное место».
|
Из первого раздела: «К сожалению, религиозный туман у нас еще не окончательно рассеялся. Еще не вполне изжиты националистические предрассудки, в частности и среди трудящихся евреев. Религия находить здесь еще кой-какую питательную среду. Особенно она старается воздействовать на воображение и чувства верующих. Она поражает пышностью и торжественностью богослужения. Она одурманивает и оглушает чувством
страха, который делает верующего трудящегося безвольным орудием в руках его классового врага. „Страх божий“, „страшный суд“, „грозный судья“, „адские мучения“ и т. п. — вот страшилища, которыми всякая религия запугивает и обессиливает трудящихся. В этом отношении еврейские осенние праздники, подобно торжественным праздникам других религий, великолепно выполняют свое назначение».
|
Из авторского предисловия: «Настоящая книжка является расширенным и переработанным изданием моей прежней русской книжки „Происхождение еврейских праздников и христианского культа“, вышедшей в Гомеле в 1926 году. Первая часть, о еврейских праздниках, воспроизводит с некоторыми, иногда довольно существенными, добавлениями и изменениями текст соответствующих глав русской книжки; вторая часть, о христианских праздниках, написана совершенно заново, причем использованы новые работы о христианской евхаристии, рисующие ее происхождение и первоначальный характер в ином виде, чем это представлялось раньше». Обратите внимание, что первая, наиболее объемная часть предлагаемой вашему вниманию книги в сборник трудов Никольского (Избранные произведения по истории религии, М., Мысль, 1974) не вошла.
|
Из аннотации: «В книге дается обзор православных праздников, их происхождения, их истории и социальной роли. Отдельные экскурсы посвящены общим вопросам о происхождении праздников, о культе святых, икон, богородицы и др.».
|
Из аннотации: «На фоне истории евреев от древнейших времен до
периода падения Римской империи исследуются сменявшиеся в различных
социальных условиях религиозные системы, объединяемые общим названием
„иудаизм“, вплоть до той его разновидности, которая зафиксирована в
талмуде. Особое место уделяется разбору источников по древней истории
евреев».
|
Автор исследует основные моменты истории христианства и христианской церкви
до Никейского собора (325 г.).
|
Из предисловия ко второму изданию: «Вопрос о происхождении,
содержании и исторической роли библейских книг имеет большой и
многосторонний интерес. Правильное научное освещение этого вопроса дает
возможность понять ряд важнейших проблем идеологии древнего Востока и
древнего мира в целом. Оно может помочь людям, интересующимся вопросами
религии и ее истории, в том числе верующим, разобраться в некоторых
вопросах мировоззрения; оно поможет им понять, какова действительная
ценность библейских легенд в свете данных современной науки... Предлагаемая
читателю работа не претендует на новое освещение всех сторон вопроса. Это
научно-популярные очерки, автор которых поставил своей задачей собрать
воедино и изложить в популярной форме итоги научных работ по исследованию
Библии. Автор старался строить изложение преимущественно на фактах. Пусть
читатель, подумав над этими фактами, связав их с тем, что он сам знает по
этим вопросам, убедится, в какой мере прав автор, делая те или иные
выводы».
Kryvelev-1959.djvu |
Из аннотации: «Книга известного английского общественного
деятеля и историка А. Робертсона „Происхождение христианства“,
впервые опубликованная в 1953 году, примечательное явление в
современной зарубежной научной литературе. Автор с марксистских позиций
рассматривает социальную роль христианства, с большой эрудицией
анализирует обстоятельства появления реакционной идеологии христианства.
На дискуссионные проблемы, поднятые в данной монографии, указано во
вступительной статье, где критически рассмотрена концепция
автора».
|
Из аннотации: «Первое издание книги „Как родятся боги“ вышло в 1923 году. В том же году она была значительно расширена и выпущена под названием „Как родятся, живут и умирают боги и богини“. Затем работа Ем.Ярославского была переиздана в 1924, 1925, 1938 и 1941 годах. Настоящая книга печатается с небольшими сокращениями по изданию, выпущенному Государственным издательством политической литературы в 1957 году (сборник Ем.Ярославского „О религии“). Примечания и словарь составлены М.М.Шейнманом».
|
Из аннотации: «Жития христианских святых в течение многих веков
служили образцами поведения для верующих Святых считали заступниками,
ходатаями за грешных людей перед престолом всевышнего. По убеждению
верующих, святого можно сжечь, сварить в кипящем олове, изрубить на куски,
но он оживет, он может исцелять от любых болезней, спасать от смерти и
даже возвращать украденные веши. Стараясь поразить воображение верующих,
служители культа не стеснялись в выдумывании небывалых чудес, якобы
совершенных святыми, мучений и пыток, перенесенных ими за дело божье. О
том, как создавались культ святых и их жития, рассказывается в
предлагаемой читателю книге видного советского ученого-историка
А.Рановича. Впервые книга была издана в 1931 году под названием
„Происхождение христианского культа святых“ и пользовалась заслуженной
популярностью».
|
Из аннотации: «Крупный специалист в области истории религии,
проф. А. Донини на основе анализа богатого фактического
материала убедительно показывает, что христианство не исключительное,
сверхъестественное явление, не „божественное
откровение“, а, как и другие религиозные направления, имеет
земные корни и порождено определенной эпохой».
|
Из аннотации: «В книге рассматриваются
различные, сложившиеся в истории общественной мысли и идеологической
борьбы, трактовки личности Христа, детально анализируются первоисточники,
из которых могут быть почерпнуты сведения о нем книги Нового завета,
Талмуд, сочинения Иосифа Флавия, Тацита и других древних историков. В свете
этих материалов автор рассматривает различные, существующие в литературе
варианты решения вопроса о личности Иисуса Христа вплоть до построений
современных зарубежных богословов и тщательно взвешивает степень
правдоподобия каждого из этих вариантов».
|
Из аннотации: «Н.М.Никольский принадлежит к числу видных историков
религии. Он известен как крупный специалист в области изучения первобытных
верований, земледельческих культов Финикии, древнееврейской религии,
раннего христианства и русского православия». |
Из аннотации: «Крест занимает в христианской
религии совершенно особое место,
По учению церкви, крест является „священным знаменем христианина“.
Основываясь на большом фактическом материале из этнографии, археологии,
истории религии и культуры древнего мира, автор раскрывает необоснованность
учения церковников о принадлежности знака креста
исключительно христианству».
|
Из аннотации: «В этой книге, написанной видным деятелем Коммунистической партии Е.М.Ярославским (1878–1943), в популярной форме дан критический разбор Ветхого завета. Ярко, остроумно автор показывает противоречивость Библии, нелепость многих ветхозаветных положений, раскрывает земное происхождение „священной книги’’ иудеев и христиан».
|
Из аннотации: «В книге увлекательно, с большим художественным мастерством видный польский писатель Зенон Косидовский знакомит читателей с достижениями мировой науки, занимающейся изучением Библии. Он привлекает данные истории и археологии, литературоведения и других наук и показывает, что Библия является не „богодухновенной“ книгой, а памятником мировой литературы, отразившим жизнь многих поколений древних народов. Автор подробно рассматривает библейские мифы, подвергает их всестороннему исследованию и показывает их связь с легендами далекой древности, подлинные истоки их происхождения».
|
Из аннотации: «В этой книге
известный польский писатель З.Косидовский подвергает критическому анализу канонические тексты Нового завета, он знакомит читателей с выводами современной исторической науки, лингвистики, археологии, не оставляющими места для утверждений о богодухновенности новозаветных книг».
|
Из выводов статьи: «Наше летосчисление эра „от
рождества Христова“ предложено Дионисием Малым через
525 лет после этого мифического события для упрощения расчетов дней
празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т.е. предложено по
религиозным, а не историческим мотивам. Из трех факторов, которыми
руководствовался Дионисий Малый при определении года начала нашего
летосчисления сведений об Иисусе Христе, приведенных в
Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях;
постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и
установившихся в христианском мире традиций, для него самым главным
был третий фактор».
|
Из предисловия: «Особенностью исследований И.Ю.Крачковского по Корану явился его подход к нему как к литературному памятнику, первому крупному памятнику арабской литературы, написанному прозой. В этом смысле его исследование шло новыми путями, когда он отказался рассматривать Коран как преимущественно религиозно-философский и законодательный памятник; это вызвало принципиальное изменение в методике его перевода. И.Ю.Крачковский поставил своей целью дать адекватный литературный перевод текста Корана, освободив его от традиционных толкований и подойдя к нему как памятнику своей эпохи и своей среды, использовав все последние достижения научного исламоведения».
|
Справочник о современном исламе подготовлен коллективом
советских востоковедов. В книге около трехсот статей, посвященных
отдельным понятиям, видным деятелям ислама, направлениям
и течениям в исламе, сектам, школам мусульманского права,
современным мусульманским организациям и учреждениям
международного характера. Вводная статья «Ислам
вера и образ жизни» (автор
М.Б.Пиотровский) рассказывает об исламе в целом, его
сущности, истории и современной роли. Редколлегия справочника:
Н.А.Иванов, С.X.Кямилев (ответственный секретарь),
Е.А.Лебедев, М.-Н.О.Османов, Ю.А.Петросян,
М.Б.Пиотровский, Л.Р.Полонская, Е.М.Примаков (председатель).
|
Из аннотации: «Эта книга написана крупным советским ученым,
доктором исторических наук С.А.Токаревым. Анализируя богатый материал,
накопленный этнографией и археологией, „священные“ книги и богословскую
литературу всевозможных направлений, автор дает общий обзор религий
различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных
верований до формирования так называемых мировых религий».
|
Из аннотации: «Автор книги известный востоковед,
доктор исторических наук ведет разговор о Ветхом завете,
„священной книге“ иудеев и христиан. На основе анализа древнееврейских
текстов, вошедших и не вошедших в канон, он доказывает несостоятельность
тезиса о богодухновенности Библии, рассказывает историю Ветхого завета,
составленного из соответствующим образом препарированных древнеизраильскими
жрецами памятников литературы и общественной мысли древней Передней
Азии».
Shifman-1987-bis.djvu |
Из аннотации: «Имя доктора исторических наук И. С. Свенцицкой хорошо
известно всем, кто интересуется древней историей вообще
и историей христианства в частности. В 1980 г. вышла в
свет ее книга „Тайные писания первых христиан“,
рассказывающая о формировании вероучения и „священных“
текстов христиан, а в 1985 г. была опубликована книга
„От общины к церкви“, в которой автор показывает, в
силу каких причин произошло превращение сравнительно
малочисленных, разрозненных, преследуемых римскими
властями христианских общин в могущественную церковь,
занявшую господствующее положение среди других
религиозных культов Римской империи. Идя навстречу
пожеланиям читателей, издательство подготовило
настоящее издание, в котором объединены обе
вышеназванные книги».
|
Из аннотации: «Эта книга, в которой в популярной форме рассказывается содержание библейских мифов, выдержала в Венгрии два издания. Ее автор,
известный философ, подходит к Библии как к литературному памятнику
древности, пытаясь выявить земные истоки мифов и легенд, раскрывая тем
самым несостоятельность представлений о „богодухновенности“ библейских
сказаний».
Gecse-1988.zip |
Из аннотации: «Книга видного итальянского ученого-коммуниста
Амброджо Донини освещает одну из драматических эпох европейской и мировой
истории крушение античного мира, Римской миперии и
возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются
социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан
прцесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства в
господствующую церковь Римской империи, а затем Византии и первых
государств средневековой Европы».
|
Из аннотации: «Предлагаемые читателю книги известного советского историка
А.Б.Рановича (18851948), изданные в 30-е годы, давно уже стали
библиографической редкостью. Между тем по своему содержанию они
представляют огромную научную ценность, так как включают в себя в
переводе на русский язык основные первоисточники по истории раннего
христианства. Настоящее издание предпринято по многочисленным
просьбам читателей».
|
Из аннотации: «Написанная живым, доступным языком, книга
известного арабиста, исламоведа содержит изложение коранических
легенд и преданий, анализ их истоков, их бытования в
доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманской культуры».
|
Из аннотации: «Книга представляет собой вновь осуществленный научный перевод текстов Пятикнижия Моисеева (Торы), максимально соответствующий древнему Macoретскому канону Beтхого завета, а также историко-социологический, филологический и религиоведческий комментарий к нему. Автор перевода и комментариев доктор исторических наук И.Ш.Шифман (1930 1990)».
|
Книга об открытиях, которые «произвели революцию в изучении раннего Израиля
и ставят под серьезное сомнение историческую основу таких известных
библейских историй, как странствия патриархов, исход из Египта, завоевание
Ханаана, а также знаменитой империи Давида и Соломона».
Finkelstein-2002-eng.pdf |
В книге конспективно излагаются основные аргументы сторонников документальной гипотезы и приводится полный текст Пятикнижия с делением по источникам.
|
Из аннотации: «Это одна из тех редких книг, которым одновременно присущи
увлекательность и научная глубина, выдержанность классической библейской критики и
смелость в рассмотрении запретных для многих тем. Кем и в каком мире была создана
Библия? Были ли авторы современниками описываемых событий? Были ли среди
них женщины? Как связаны реальная история и библейские рассказы? Зачем была
написана Библия?».
Friedman-2011-eng.pdf (файл удален по требованию автора) |
Из аннотации: «Психические расстройства: что нужно знать всем, а что — пациентам и их родственникам. Как психиатры ставят диагноз и насколько он достоверен. Проблема баланса между правами личности, пользой для больного и интересами общества. Впервые на русском языке в доступной для широкого читателя форме изложены основные понятия традиционно закрытой области — психиатрии».
|
«Типично французское сочетание блеска, легкости, остроумия и
бесстыдства». По признанию Альбины Беленькой, книга о ней самой.
|