![]() |
Из введения: «Пишущій эти строки желалъ бы, чтобы предлагаемый имъ очеркъ о псалмахъ
помогъ всякому желающему оріентироваться въ вопросѣ о еврейской литературѣ
и ея значеніи. Онъ далекъ, конечно, отъ указаннаго уже взгляда
протестантскаго богословія, которое посредствомъ критической разработки
ветхозавѣтной и новозавѣтной литературы хочетъ извлечь оттуда „вѣчное“ и
„всеобщее“ и создать научно-обоснованную христіанскую религію. Поступать
такъ значитъ подражать средневѣковой схоластикѣ, превращать науку въ
служанку религіи. Авторомъ настоящаго очерка руководитъ только стремленіе
къ научному познанію. Предъ лицомъ науки, въ извѣстномъ смыслѣ, нѣтъ
разноцѣнныхъ величинъ, но всѣ одинаково равноцѣнны въ томъ смыслѣ, что
каждая одинаково доступна ея изученію при помощи общепринятыхъ въ наукѣ
методовъ. Съ этой точки зрѣнія наука должна смотрѣть и на еврейскую
литературу. Послѣдняя есть одна въ числѣ многихъ, какъ и еврейская и
христіанская религія суть только индивидуальныя явленія опредѣленной
категоріи фактовъ. И наука перестанетъ быть сама собою, если она извѣстное
индивидуальное явленіе возведетъ на степень „вѣчнаго“ или „всеобщаго“, какъ
то дѣлаетъ протестантская критическая школа. Истинно религіозный человѣкъ
никогда не согласится основывать свою вѣру на критикѣ человѣческаго разума
— такимъ образомъ, унижая науку протестантская критическая школа не въ
силахъ много помочь и религіи. Религія есть фактъ не разсудка, а чувства».
|
![]() |
Н.М.Никольский об историческом значении книги: «Велльгаузен со
свойственной ему необыкновенной наглядностью и остроумием бросает взгляд на
весь пройденный библейской критикой путь... Велльгаузен не побоялся „поставить
на голову“ всю историю Израиля, как ядовито заметил один из его
противников, и достиг того, что после его книги прозрели даже многие
„слепые между нами“, упорные сторонники традиции».
|
![]() |
Из предисловия: «Предлагаемая вниманию читателя книга А. Мальвера очень интересная и нужная книга. Но эта интересная и нужная книга нуждается в некоторых оговорках. <…> У автора почти совершенно отсутствует анализ экономических отношений, определяющих, в конечном счете, ту или иную форму религии. <…> Нельзя согласиться также с заявлением автора, что „первым культом людей был культ солнца“ и что он „составляет основу почти всех религий“. Этот взгляд на возникновение религий А. Мальвером заимствован у Макса Мюллера, на которого он ссылается в начале своей книги, и который не подтверждается фактами, добытыми современной этнологией. <…> Солярная мифология развивается значительно позже и на относительно более высокой ступени культурного развития. Широкое распространение культа солнца явилось следствием развития более или менее устойчивого земледельческого быта <…>. <…> К числу достоинств автора следует отнести то, что он сравнительно редко занимается общими рассуждениями, а больше держится почвы фактов. А поскольку он стоит на почве фактов — а факты, сообщаемые им, чрезвычайно интересны,— постольку читатель сам сумеет сделать из них соответствующие выводы».
|
![]() |
Из предисловия: «Для русских трудящихся, православных, католиков и протестантов, разоблачение христианской религии, со всей ее магией, чертовщиной,
эсхатологией, верой в иерархию и так-наз. св. писание, есть важный шаг
вперед по пути выработки научного мировоззрения, и с этой точки зрения
книга Древса дает много полезного исторического и критического материала.
[...] Прыжок человечества из царства необходимости в царство свободы,
начало которому положено в Социалистической Республике, тесно связан с
изгнанием из голов трудящихся всей Европы всякой метафизики, более или
менее грубым сортом которой является всякая религия».
Drevs-02-1924-rus.djvu Drews-1910-eng.djvu |
![]() |
Из заключительного раздела брошюры: «Как в основном, так и в
мелочах христианская церковь черпает свой материал из того же
источника верований и представлений, сохранившихся с
незапамятных времен каменного века. Собрав в таинстве крещения воедино
разные элементы примитивных верований и связав их с идеей воскресения,
церковь легко овладела самым слабым пунктом психики верующих
страхом смерти и жаждой бессмертия. Крещение стало одним из устоев
христианской веры, от которого с трудом отходят даже „мало“ верующие. Но
достаточно слегка поскоблить грандиозное с виду здание веры, чтобы
обнаружить гниющие остатки дикости и варварства».
|
![]() |
Из редакционной статьи: «С каждым годом
насильнический звон этот становится все тише
и тише. Наступило время, когда церковные колокола должны окончательно
замолчать по всей земле СССР, полностью и безоговорочно
уступив место трудовым фабричным и заводским гудкам.
|
![]() |
Из редакционной статьи: «На основе
этого богатого развития научных исследований о церкви
Робертсону не так трудно было дать систематический свод и построить чисто
научную и, следовательно, чисто атеистическую историю церкви.
[...] Атеизм Робертсона выражается в том, что он работал, как
последовательный ученый. Он не проявлял никакой тенденциозности, он не
насиловал фактов, он изображал историю, как отражение действительных
процессов социальных отношений в прошлом.
[...] В книге Робертсона собран обширный и чрезвычайно интересный материал
фактов, разоблачающих храстианство».
|
![]() |
Из редакционного предисловия: «Предлагаемый сборник составлен главным образом научными сотрудниками Центрального музея народоведения (ЦМН), как для целей марксистского изучения происхождения религии и ее ранних ступеней, так и для задач социалистического строительства и неразрывно связанной с ним антирелигиозной пропаганды среди нацменьшинств РСФСР и в союзных республиках. Одна из задач сборника также послужит учебным пособием по религиям народностей СССР для студентов наших антирелигиозных вузов и факультетов.
|
![]() |
Из «Вступления»: «Роль культа, обрядности в религии огромна. Масса верующих лишь в культе и через него приобщается к церкви и ее догматам. Культ не только внешнее проявление религии, но и мощное орудие одурманивания масс. Недаром церкви всех толков стремятся обставить возможно более пышно и торжественно свои культовые празднества и священнодействия. Церковь умело сочетает отправления культа с учением о грехе и воздаянии, о бессмертии и вечном спасении, о рае и аде и прочей глубокомысленной чепухе и таким образом опутывает своею сетью забитую массу верующих. Поэтому очень важно вскрыть всю нелепость, дикость и вредность всех видов культа. С этой точки зрения значительный интерес представляют так наз. таинства, занимающие в христианском культе — да и в богословии — видное место».
|
![]() |
Из первого раздела: «К сожалению, религиозный туман у нас еще не окончательно рассеялся. Еще не вполне изжиты националистические предрассудки, в частности и среди трудящихся евреев. Религия находить здесь еще кой-какую питательную среду. Особенно она старается воздействовать на воображение и чувства верующих. Она поражает пышностью и торжественностью богослужения. Она одурманивает и оглушает чувством
страха, который делает верующего трудящегося безвольным орудием в руках его классового врага. „Страх божий“, „страшный суд“, „грозный судья“, „адские мучения“ и т. п. — вот страшилища, которыми всякая религия запугивает и обессиливает трудящихся. В этом отношении еврейские осенние праздники, подобно торжественным праздникам других религий, великолепно выполняют свое назначение».
|
![]() |
Из авторского предисловия: «Настоящая книжка является расширенным и переработанным изданием моей прежней русской книжки „Происхождение еврейских праздников и христианского культа“, вышедшей в Гомеле в 1926 году. Первая часть, о еврейских праздниках, воспроизводит с некоторыми, иногда довольно существенными, добавлениями и изменениями текст соответствующих глав русской книжки; вторая часть, о христианских праздниках, написана совершенно заново, причем использованы новые работы о христианской евхаристии, рисующие ее происхождение и первоначальный характер в ином виде, чем это представлялось раньше». Обратите внимание, что первая, наиболее объемная часть предлагаемой вашему вниманию книги в сборник трудов Никольского (Избранные произведения по истории религии, М., Мысль, 1974) не вошла.
|
![]() |
Из аннотации: «В книге дается обзор православных праздников, их происхождения, их истории и социальной роли. Отдельные экскурсы посвящены общим вопросам о происхождении праздников, о культе святых, икон, богородицы и др.».
|
![]() |
Из аннотации: «На фоне истории евреев от древнейших времен до
периода падения Римской империи исследуются сменявшиеся в различных
социальных условиях религиозные системы, объединяемые общим названием
„иудаизм“, вплоть до той его разновидности, которая зафиксирована в
талмуде. Особое место уделяется разбору источников по древней истории
евреев».
|
![]() |
Автор исследует основные моменты истории христианства и христианской церкви
до Никейского собора (325 г.).
|
![]() |
Из предисловия ко второму изданию: «Вопрос о происхождении,
содержании и исторической роли библейских книг имеет большой и
многосторонний интерес. Правильное научное освещение этого вопроса дает
возможность понять ряд важнейших проблем идеологии древнего Востока и
древнего мира в целом. Оно может помочь людям, интересующимся вопросами
религии и ее истории, в том числе верующим, разобраться в некоторых
вопросах мировоззрения; оно поможет им понять, какова действительная
ценность библейских легенд в свете данных современной науки... Предлагаемая
читателю работа не претендует на новое освещение всех сторон вопроса. Это
научно-популярные очерки, автор которых поставил своей задачей собрать
воедино и изложить в популярной форме итоги научных работ по исследованию
Библии. Автор старался строить изложение преимущественно на фактах. Пусть
читатель, подумав над этими фактами, связав их с тем, что он сам знает по
этим вопросам, убедится, в какой мере прав автор, делая те или иные
выводы».
Kryvelev-1959.djvu |
![]() |
Из аннотации: «Книга известного английского общественного
деятеля и историка А. Робертсона „Происхождение христианства“,
впервые опубликованная в 1953 году, примечательное явление в
современной зарубежной научной литературе. Автор с марксистских позиций
рассматривает социальную роль христианства, с большой эрудицией
анализирует обстоятельства появления реакционной идеологии христианства.
На дискуссионные проблемы, поднятые в данной монографии, указано во
вступительной статье, где критически рассмотрена концепция
автора».
|
![]() |
Из аннотации: «Первое издание книги „Как родятся боги“ вышло в 1923 году. В том же году она была значительно расширена и выпущена под названием „Как родятся, живут и умирают боги и богини“. Затем работа Ем.Ярославского была переиздана в 1924, 1925, 1938 и 1941 годах. Настоящая книга печатается с небольшими сокращениями по изданию, выпущенному Государственным издательством политической литературы в 1957 году (сборник Ем.Ярославского „О религии“). Примечания и словарь составлены М.М.Шейнманом».
|
![]() |
Из аннотации: «Жития христианских святых в течение многих веков
служили образцами поведения для верующих Святых считали заступниками,
ходатаями за грешных людей перед престолом всевышнего. По убеждению
верующих, святого можно сжечь, сварить в кипящем олове, изрубить на куски,
но он оживет, он может исцелять от любых болезней, спасать от смерти и
даже возвращать украденные веши. Стараясь поразить воображение верующих,
служители культа не стеснялись в выдумывании небывалых чудес, якобы
совершенных святыми, мучений и пыток, перенесенных ими за дело божье. О
том, как создавались культ святых и их жития, рассказывается в
предлагаемой читателю книге видного советского ученого-историка
А.Рановича. Впервые книга была издана в 1931 году под названием
„Происхождение христианского культа святых“ и пользовалась заслуженной
популярностью».
|
![]() |
Из аннотации: «Крупный специалист в области истории религии,
проф. А. Донини на основе анализа богатого фактического
материала убедительно показывает, что христианство не исключительное,
сверхъестественное явление, не „божественное
откровение“, а, как и другие религиозные направления, имеет
земные корни и порождено определенной эпохой».
|
![]() |
Из аннотации: «В книге рассматриваются
различные, сложившиеся в истории общественной мысли и идеологической
борьбы, трактовки личности Христа, детально анализируются первоисточники,
из которых могут быть почерпнуты сведения о нем книги Нового завета,
Талмуд, сочинения Иосифа Флавия, Тацита и других древних историков. В свете
этих материалов автор рассматривает различные, существующие в литературе
варианты решения вопроса о личности Иисуса Христа вплоть до построений
современных зарубежных богословов и тщательно взвешивает степень
правдоподобия каждого из этих вариантов».
|
![]() |
Из аннотации: «Н.М.Никольский принадлежит к числу видных историков
религии. Он известен как крупный специалист в области изучения первобытных
верований, земледельческих культов Финикии, древнееврейской религии,
раннего христианства и русского православия». |
![]() |
Из аннотации: «Крест занимает в христианской
религии совершенно особое место,
По учению церкви, крест является „священным знаменем христианина“.
Основываясь на большом фактическом материале из этнографии, археологии,
истории религии и культуры древнего мира, автор раскрывает необоснованность
учения церковников о принадлежности знака креста
исключительно христианству».
|
![]() |
Из аннотации: «В этой книге, написанной видным деятелем Коммунистической партии Е.М.Ярославским (1878–1943), в популярной форме дан критический разбор Ветхого завета. Ярко, остроумно автор показывает противоречивость Библии, нелепость многих ветхозаветных положений, раскрывает земное происхождение „священной книги’’ иудеев и христиан».
|
![]() |
Из аннотации: «В книге увлекательно, с большим художественным мастерством видный польский писатель Зенон Косидовский знакомит читателей с достижениями мировой науки, занимающейся изучением Библии. Он привлекает данные истории и археологии, литературоведения и других наук и показывает, что Библия является не „богодухновенной“ книгой, а памятником мировой литературы, отразившим жизнь многих поколений древних народов. Автор подробно рассматривает библейские мифы, подвергает их всестороннему исследованию и показывает их связь с легендами далекой древности, подлинные истоки их происхождения».
|
![]() |
Из аннотации: «В этой книге
известный польский писатель З.Косидовский подвергает критическому анализу канонические тексты Нового завета, он знакомит читателей с выводами современной исторической науки, лингвистики, археологии, не оставляющими места для утверждений о богодухновенности новозаветных книг».
|
![]() |
Из выводов статьи: «Наше летосчисление эра „от
рождества Христова“ предложено Дионисием Малым через
525 лет после этого мифического события для упрощения расчетов дней
празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т.е. предложено по
религиозным, а не историческим мотивам. Из трех факторов, которыми
руководствовался Дионисий Малый при определении года начала нашего
летосчисления сведений об Иисусе Христе, приведенных в
Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях;
постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и
установившихся в христианском мире традиций, для него самым главным
был третий фактор».
|
![]() |
Из предисловия: «Особенностью исследований И.Ю.Крачковского по Корану явился его подход к нему как к литературному памятнику, первому крупному памятнику арабской литературы, написанному прозой. В этом смысле его исследование шло новыми путями, когда он отказался рассматривать Коран как преимущественно религиозно-философский и законодательный памятник; это вызвало принципиальное изменение в методике его перевода. И.Ю.Крачковский поставил своей целью дать адекватный литературный перевод текста Корана, освободив его от традиционных толкований и подойдя к нему как памятнику своей эпохи и своей среды, использовав все последние достижения научного исламоведения».
|
![]() |
Справочник о современном исламе подготовлен коллективом
советских востоковедов. В книге около трехсот статей, посвященных
отдельным понятиям, видным деятелям ислама, направлениям
и течениям в исламе, сектам, школам мусульманского права,
современным мусульманским организациям и учреждениям
международного характера. Вводная статья «Ислам
вера и образ жизни» (автор
М.Б.Пиотровский) рассказывает об исламе в целом, его
сущности, истории и современной роли. Редколлегия справочника:
Н.А.Иванов, С.X.Кямилев (ответственный секретарь),
Е.А.Лебедев, М.-Н.О.Османов, Ю.А.Петросян,
М.Б.Пиотровский, Л.Р.Полонская, Е.М.Примаков (председатель).
|
![]() |
Из аннотации: «Эта книга написана крупным советским ученым,
доктором исторических наук С.А.Токаревым. Анализируя богатый материал,
накопленный этнографией и археологией, „священные“ книги и богословскую
литературу всевозможных направлений, автор дает общий обзор религий
различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных
верований до формирования так называемых мировых религий».
|
![]() |
Из аннотации: «Автор книги известный востоковед,
доктор исторических наук ведет разговор о Ветхом завете,
„священной книге“ иудеев и христиан. На основе анализа древнееврейских
текстов, вошедших и не вошедших в канон, он доказывает несостоятельность
тезиса о богодухновенности Библии, рассказывает историю Ветхого завета,
составленного из соответствующим образом препарированных древнеизраильскими
жрецами памятников литературы и общественной мысли древней Передней
Азии».
Shifman-1987-bis.djvu |
![]() |
Из аннотации: «Имя доктора исторических наук И. С. Свенцицкой хорошо
известно всем, кто интересуется древней историей вообще
и историей христианства в частности. В 1980 г. вышла в
свет ее книга „Тайные писания первых христиан“,
рассказывающая о формировании вероучения и „священных“
текстов христиан, а в 1985 г. была опубликована книга
„От общины к церкви“, в которой автор показывает, в
силу каких причин произошло превращение сравнительно
малочисленных, разрозненных, преследуемых римскими
властями христианских общин в могущественную церковь,
занявшую господствующее положение среди других
религиозных культов Римской империи. Идя навстречу
пожеланиям читателей, издательство подготовило
настоящее издание, в котором объединены обе
вышеназванные книги».
|
![]() |
Из аннотации: «Эта книга, в которой в популярной форме рассказывается содержание библейских мифов, выдержала в Венгрии два издания. Ее автор,
известный философ, подходит к Библии как к литературному памятнику
древности, пытаясь выявить земные истоки мифов и легенд, раскрывая тем
самым несостоятельность представлений о „богодухновенности“ библейских
сказаний».
Gecse-1988.zip |
![]() |
Из аннотации: «Книга видного итальянского ученого-коммуниста
Амброджо Донини освещает одну из драматических эпох европейской и мировой
истории крушение античного мира, Римской миперии и
возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются
социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан
прцесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства в
господствующую церковь Римской империи, а затем Византии и первых
государств средневековой Европы».
|
![]() |
Из аннотации: «Предлагаемые читателю книги известного советского историка
А.Б.Рановича (18851948), изданные в 30-е годы, давно уже стали
библиографической редкостью. Между тем по своему содержанию они
представляют огромную научную ценность, так как включают в себя в
переводе на русский язык основные первоисточники по истории раннего
христианства. Настоящее издание предпринято по многочисленным
просьбам читателей».
|
![]() |
Из аннотации: «Написанная живым, доступным языком, книга
известного арабиста, исламоведа содержит изложение коранических
легенд и преданий, анализ их истоков, их бытования в
доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманской культуры».
|
![]() |
Из аннотации: «Книга представляет собой вновь осуществленный научный перевод текстов Пятикнижия Моисеева (Торы), максимально соответствующий древнему Macoретскому канону Beтхого завета, а также историко-социологический, филологический и религиоведческий комментарий к нему. Автор перевода и комментариев доктор исторических наук И.Ш.Шифман (1930 1990)».
|
![]() |
Книга об открытиях, которые «произвели революцию в изучении раннего Израиля
и ставят под серьезное сомнение историческую основу таких известных
библейских историй, как странствия патриархов, исход из Египта, завоевание
Ханаана, а также знаменитой империи Давида и Соломона».
Finkelstein-2002-eng.pdf |
![]() |
В книге конспективно излагаются основные аргументы сторонников документальной гипотезы и приводится полный текст Пятикнижия с делением по источникам.
|
![]() |
Из аннотации: «Это одна из тех редких книг, которым одновременно присущи
увлекательность и научная глубина, выдержанность классической библейской критики и
смелость в рассмотрении запретных для многих тем. Кем и в каком мире была создана
Библия? Были ли авторы современниками описываемых событий? Были ли среди
них женщины? Как связаны реальная история и библейские рассказы? Зачем была
написана Библия?».
Friedman-2011-eng.pdf (файл удален по требованию автора) |
![]() |
Из аннотации: «Психические расстройства: что нужно знать всем, а что — пациентам и их родственникам. Как психиатры ставят диагноз и насколько он достоверен. Проблема баланса между правами личности, пользой для больного и интересами общества. Впервые на русском языке в доступной для широкого читателя форме изложены основные понятия традиционно закрытой области — психиатрии».
|
![]() |
«Типично французское сочетание блеска, легкости, остроумия и
бесстыдства». По признанию Альбины Беленькой, книга о ней самой.
|