Официальная страница Церкви Предвечной Длани (еффатизма)


Библиотека еффатиста
[электронная библиотека еффатистской ритуальной комнаты имени Исаака Ньютона при МГУ им. М.В.Ломоносова]


Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. Пер. с немецкого Н.М.Никольского. СПб.: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1909

Н.М.Никольский об историческом значении книги: «Велльгаузен со свойственной ему необыкновенной наглядностью и остроумием бросает взгляд на весь пройденный библейской критикой путь... Велльгаузен не побоялся „поставить на голову“ всю историю Израиля, как ядовито заметил один из его противников, и достиг того, что после его книги прозрели даже многие „слепые между нами“, упорные сторонники традиции».

Velgauzen-1909.djvu


Мальвер А. Наука и религия. Перевод Л. и Е. Круковских. Под редакцией и с дополнениями Д. Святского, с предисловием С. И. Канатчикова. Со 116 рисунками в тексте. М., Пгр.: ГИЗ, 1923

Из предисловия: «Предлагаемая вниманию читателя книга А. Мальвера очень интересная и нужная книга. Но эта интересная и нужная книга нуждается в некоторых оговорках. <…> У автора почти совершенно отсутствует анализ экономических отношений, определяющих, в конечном счете, ту или иную форму религии. <…> Нельзя согласиться также с заявлением автора, что „первым культом людей был культ солнца“ и что он „составляет основу почти всех религий“. Этот взгляд на возникновение религий А. Мальвером заимствован у Макса Мюллера, на которого он ссылается в начале своей книги, и который не подтверждается фактами, добытыми современной этнологией. <…> Солярная мифология развивается значительно позже и на относительно более высокой ступени культурного развития. Широкое распространение культа солнца явилось следствием развития более или менее устойчивого земледельческого быта <…>. <…> К числу достоинств автора следует отнести то, что он сравнительно редко занимается общими рассуждениями, а больше держится почвы фактов. А поскольку он стоит на почве фактов — а факты, сообщаемые им, чрезвычайно интересны,— постольку читатель сам сумеет сделать из них соответствующие выводы».

Malver-1923.djvu


Древс А. Миф о христе. М.-Л., Госиздат, 1925 (Drews A., The Christ myth)

Из предисловия: «Для русских трудящихся, православных, католиков и протестантов, разоблачение христианской религии, со всей ее магией, чертовщиной, эсхатологией, верой в иерархию и так-наз. св. писание, есть важный шаг вперед по пути выработки научного мировоззрения, и с этой точки зрения книга Древса дает много полезного исторического и критического материала. [...] Прыжок человечества из царства необходимости в царство свободы, начало которому положено в Социалистической Республике, тесно связан с изгнанием из голов трудящихся всей Европы всякой метафизики, более или менее грубым сортом которой является всякая религия».

Drevs-01-1925-rus.djvu
Drevs-02-1924-rus.djvu
Drews-1910-eng.djvu


Ранович А. Происхождение таинства крещения. М.: Издательство «Атеист», 1929

Из заключительного раздела брошюры: «Как в основном, так и в мелочах христианская церковь черпает свой материал из того же источника — верований и представлений, сохранившихся с незапамятных времен каменного века. Собрав в таинстве крещения воедино разные элементы примитивных верований и связав их с идеей воскресения, церковь легко овладела самым слабым пунктом психики верующих — страхом смерти и жаждой бессмертия. Крещение стало одним из устоев христианской веры, от которого с трудом отходят даже „мало“ верующие. Но достаточно слегка поскоблить грандиозное с виду здание веры, чтобы обнаружить гниющие остатки дикости и варварства».

Ranovich-1929.djvu


Гидулянов П.В. Церковные колокола на службе магии и царизма (фактические материалы). М., Атеист, 1929

Из редакционной статьи: «С каждым годом насильнический звон этот становится все тише и тише. Наступило время, когда церковные колокола должны окончательно замолчать по всей земле СССР, — полностью и безоговорочно уступив место трудовым фабричным и заводским гудкам.
   Сегодняшним делом, и именно делом активных безбожников, по нашему убеждению, должно быть дело передачи огромнейшего количества ценнейшего металла-колоколов (все еще работающих у нас на пользу обломкам эксплоататорских классов) — кузнецам декретированного пятилетнего плана поднятия нашей, советской, промышленности».

Gidulyanov-1929.djvu


Робертсон Дж. Первоначальное христианство. Пер. с англ. А.Рановича. Атеист, 1930

Из редакционной статьи: «На основе этого богатого развития научных исследований о церкви Робертсону не так трудно было дать систематический свод и построить чисто научную и, следовательно, чисто атеистическую историю церкви. [...] Атеизм Робертсона выражается в том, что он работал, как последовательный ученый. Он не проявлял никакой тенденциозности, он не насиловал фактов, он изображал историю, как отражение действительных процессов социальных отношений в прошлом. [...] В книге Робертсона собран обширный и чрезвычайно интересный материал фактов, разоблачающих храстианство».

Robertson-1930.djvu


Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.-Л.: ОГИЗ — «Московский рабочий», 1931

Из «Вступления»: «Роль культа, обрядности в религии огромна. Масса верующих лишь в культе и через него приобщается к церкви и ее догматам. Культ не только внешнее проявление религии, но и мощное орудие одурманивания масс. Недаром церкви всех толков стремятся обставить возможно более пышно и торжественно свои культовые празднества и священнодействия. Церковь умело сочетает отправления культа с учением о грехе и воздаянии, о бессмертии и вечном спасении, о рае и аде и прочей глубокомысленной чепухе и таким образом опутывает своею сетью забитую массу верующих. Поэтому очень важно вскрыть всю нелепость, дикость и вредность всех видов культа. С этой точки зрения значительный интерес представляют так наз. таинства, занимающие в христианском культе — да и в богословии — видное место».

Ranovich-1931.djvu


Ранович А. Еврейские осенние праздники. М.,Л.: Московский рабочий, 1931

Из первого раздела: «К сожалению, религиозный туман у нас еще не окончательно рассеялся. Еще не вполне изжиты националистические предрассудки, в частности и среди трудящихся евреев. Религия находить здесь еще кой-какую питательную среду. Особенно она старается воздействовать на воображение и чувства верующих. Она поражает пышностью и торжественностью богослужения. Она одурманивает и оглушает чувством страха, который делает верующего трудящегося безвольным орудием в руках его классового врага. „Страх божий“, „страшный суд“, „грозный судья“, „адские мучения“ и т. п. — вот страшилища, которыми всякая религия запугивает и обессиливает трудящихся. В этом отношении еврейские осенние праздники, подобно торжественным праздникам других религий, великолепно выполняют свое назначение».

Ranovich-festivals-1931.djvu


Никольский Н.М. Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история. М., Безбожник, 1931

Из авторского предисловия: «Настоящая книжка является расширенным и переработанным изданием моей прежней русской книжки „Происхождение еврейских праздников и христианского культа“, вышедшей в Гомеле в 1926 году. Первая часть, о еврейских праздниках, воспроизводит с некоторыми, иногда довольно существенными, добавлениями и изменениями текст соответствующих глав русской книжки; вторая часть, о христианских праздниках, написана совершенно заново, причем использованы новые работы о христианской евхаристии, рисующие ее происхождение и первоначальный характер в ином виде, чем это представлялось раньше».

   Обратите внимание, что первая, наиболее объемная часть предлагаемой вашему вниманию книги в сборник трудов Никольского (Избранные произведения по истории религии, М., Мысль, 1974) не вошла.

Nikolskii-1931.djvu


Румянцев Н. Православные праздники, их происхождение и классовая сущность. М., ОГИЗ, 1936

Из аннотации: «В книге дается обзор православных праздников, их происхождения, их истории и социальной роли. Отдельные экскурсы посвящены общим вопросам о происхождении праздников, о культе святых, икон, богородицы и др.».

Rumyantsev-1936.djvu


Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. Вводная статья академика Н.Никольского. М.: ОГИЗ. Государственное антирелигиозное издательство, 1937

Из аннотации: «На фоне истории евреев от древнейших времен до периода падения Римской империи исследуются сменявшиеся в различных социальных условиях религиозные системы, объединяемые общим названием „иудаизм“, вплоть до той его разновидности, которая зафиксирована в талмуде. Особое место уделяется разбору источников по древней истории евреев».

Ranovich-1937.djvu


Ранович А. Очерк истории раннехристианской церкви. М., ОГИЗ. ГАИЗ, 1941

Автор исследует основные моменты истории христианства и христианской церкви до Никейского собора (325 г.).
   Из введения: «Советскими исследователями написано немало интересных работ по отдельным частным вопросам раннего христианства, главным образом по истории культа. Что касается истории равней церкви, то сводной работы на эту тему до сих пор у нас нет.
   Перед историками-марксистами стоит задача показать конкретно эту историю раннехристианской церкви, руководствуясь указанием К.Маркса: „Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро причудливых религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно материалистический, а следовательно, научный метод“».

Ranovich-1941.pdf

 
Переиздание в сборнике: Ранович А.Б. О раннем христианстве. Отв. ред. Я.А.Ленцман. М.: Изд-во АН СССР, 1959
Ranovich-1959.djvu
 


Крывелёв И.А. Книга о Библии (научно-популярные очерки). М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958

Из предисловия ко второму изданию: «Вопрос о происхождении, содержании и исторической роли библейских книг имеет большой и многосторонний интерес. Правильное научное освещение этого вопроса дает возможность понять ряд важнейших проблем идеологии древнего Востока и древнего мира в целом. Оно может помочь людям, интересующимся вопросами религии и ее истории, в том числе верующим, разобраться в некоторых вопросах мировоззрения; оно поможет им понять, какова действительная ценность библейских легенд в свете данных современной науки... Предлагаемая читателю работа не претендует на новое освещение всех сторон вопроса. Это научно-популярные очерки, автор которых поставил своей задачей собрать воедино и изложить в популярной форме итоги научных работ по исследованию Библии. Автор старался строить изложение преимущественно на фактах. Пусть читатель, подумав над этими фактами, связав их с тем, что он сам знает по этим вопросам, убедится, в какой мере прав автор, делая те или иные выводы».
Электронный html-вариант книги опубликован в библиотеке http://lib.ru.

Kryvelev-1958.htm
Kryvelev-1959.djvu


Робертсон А. Происхождение христианства. Пер. с англ. под общей редакцией С.И.Ковалева. М.: ИЛ, 1959

Из аннотации: «Книга известного английского общественного деятеля и историка А. Робертсона „Происхождение христианства“, впервые опубликованная в 1953 году,— примечательное явление в современной зарубежной научной литературе. Автор с марксистских позиций рассматривает социальную роль христианства, с большой эрудицией анализирует обстоятельства появления реакционной идеологии христианства. На дискуссионные проблемы, поднятые в данной монографии, указано во вступительной статье, где критически рассмотрена концепция автора».

Robertson-1959.djvu


Ярославский Е.М. Как родятся, живут и умирают боги и богини. М.: Советская Россия, 1959

Из аннотации: «Первое издание книги „Как родятся боги“ вышло в 1923 году. В том же году она была значительно расширена и выпущена под названием „Как родятся, живут и умирают боги и богини“. Затем работа Ем.Ярославского была переиздана в 1924, 1925, 1938 и 1941 годах. Настоящая книга печатается с небольшими сокращениями по изданию, выпущенному Государственным издательством политической литературы в 1957 году (сборник Ем.Ярославского „О религии“). Примечания и словарь составлены М.М.Шейнманом».

Yaroslavskii-1959.djvu


Ранович А. Как создавались жития святых. М.: Политиздат, 1961

Из аннотации: «Жития христианских святых в течение многих веков служили образцами поведения для верующих Святых считали заступниками, ходатаями за грешных людей перед престолом всевышнего. По убеждению верующих, святого можно сжечь, сварить в кипящем олове, изрубить на куски, но он оживет, он может исцелять от любых болезней, спасать от смерти и даже возвращать украденные веши. Стараясь поразить воображение верующих, служители культа не стеснялись в выдумывании небывалых чудес, якобы совершенных святыми, мучений и пыток, перенесенных ими за дело божье. О том, как создавались культ святых и их жития, рассказывается в предлагаемой читателю книге видного советского ученого-историка А.Рановича. Впервые книга была издана в 1931 году под названием „Происхождение христианского культа святых“ и пользовалась заслуженной популярностью».

Ranovich-1961.djvu


Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религии. Пер. с итал. И.И.Кравченко. М., Политиздат, 1966

Из аннотации: «Крупный специалист в области истории религии, проф. А. Донини на основе анализа богатого фактического материала убедительно показывает, что христианство не исключительное, сверхъестественное явление, не „божественное откровение“, а, как и другие религиозные направления, имеет земные корни и порождено определенной эпохой».

Donini-1966.djvu


Крывелёв И.А. Что знает история об Иисусе Христе? М.: Советская Россия, 1969

Из аннотации: «В книге рассматриваются различные, сложившиеся в истории общественной мысли и идеологической борьбы, трактовки личности Христа, детально анализируются первоисточники, из которых могут быть почерпнуты сведения о нем — книги Нового завета, Талмуд, сочинения Иосифа Флавия, Тацита и других древних историков. В свете этих материалов автор рассматривает различные, существующие в литературе варианты решения вопроса о личности Иисуса Христа вплоть до построений современных зарубежных богословов и тщательно взвешивает степень правдоподобия каждого из этих вариантов».

Kryvelyov-1969.djvu


Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974

Из аннотации: «Н.М.Никольский принадлежит к числу видных историков религии. Он известен как крупный специалист в области изучения первобытных верований, земледельческих культов Финикии, древнееврейской религии, раннего христианства и русского православия».
   В издание включены его доклад «Религия как предмет науки» (1922) и работы «Политеизм и монотеизм в еврейской религии» (1931, пер. с белорусск.), «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства»(1922) и «Христианские праздники» (1926, вторая часть книги «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история»).

Nikolskii-1974.djvu


Нейхардт А.А. Происхождение креста. М., Сов. Россия, 1975

Из аннотации: «Крест занимает в христианской религии совершенно особое место, По учению церкви, крест является „священным знаменем христианина“. Основываясь на большом фактическом материале из этнографии, археологии, истории религии и культуры древнего мира, автор раскрывает необоснованность учения церковников о принадлежности знака креста исключительно христианству».

Neykhardt-1975.djvu


Ярославский Е.М. Библия для верующих и неверующих. Общая редакция, вступ. ст. и прим. М.М.Шейнмана. М.: Политиздат, 1977

Из аннотации: «В этой книге, написанной видным деятелем Коммунистической партии Е.М.Ярославским (1878–1943), в популярной форме дан критический разбор Ветхого завета. Ярко, остроумно автор показывает противоречивость Библии, нелепость многих ветхозаветных положений, раскрывает земное происхождение „священной книги’’ иудеев и христиан».

Yaroslavskii-1977.djvu


Косидовский З. Библейские сказания. Пер. с польск. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1978

Из аннотации: «В книге увлекательно, с большим художественным мастерством видный польский писатель Зенон Косидовский знакомит читателей с достижениями мировой науки, занимающейся изучением Библии. Он привлекает данные истории и археологии, литературоведения и других наук и показывает, что Библия является не „богодухновенной“ книгой, а памятником мировой литературы, отразившим жизнь многих поколений древних народов. Автор подробно рассматривает библейские мифы, подвергает их всестороннему исследованию и показывает их связь с легендами далекой древности, подлинные истоки их происхождения».

Kosidovskii-1978.djvu


Косидовский З. Сказания евангелистов. Пер. с польск. Послесл. и примеч. И.С.Свеницкой. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1979

Из аннотации: «В этой книге известный польский писатель З.Косидовский подвергает критическому анализу канонические тексты Нового завета, он знакомит читателей с выводами современной исторической науки, лингвистики, археологии, не оставляющими места для утверждений о богодухновенности новозаветных книг».

Kosidovskii-1979.djvu


Эфросман А.М. К вопросу о происхождении нашего летосчисления. В кн.: Историко-астрономические исследования. Выпуск XVII. Отв. ред. Л.Е.Майстров. М.: Наука, 1984, с. 349–370

Из выводов статьи: «Наше летосчисление — эра „от рождества Христова“ — предложено Дионисием Малым через 525 лет после этого мифического события для упрощения расчетов дней празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т.е. предложено по религиозным, а не историческим мотивам. Из трех факторов, которыми руководствовался Дионисий Малый при определении года начала нашего летосчисления — сведений об Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,— для него самым главным был третий фактор».

Efrosman-1984.djvu


Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. 2-е изд. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986

Из предисловия: «Особенностью исследований И.Ю.Крачковского по Корану явился его подход к нему как к литературному памятнику, первому крупному памятнику арабской литературы, написанному прозой. В этом смысле его исследование шло новыми путями, когда он отказался рассматривать Коран как преимущественно религиозно-философский и законодательный памятник; это вызвало принципиальное изменение в методике его перевода. И.Ю.Крачковский поставил своей целью дать адекватный литературный перевод текста Корана, освободив его от традиционных толкований и подойдя к нему как памятнику своей эпохи и своей среды, использовав все последние достижения научного исламоведения».

Koran-Krachkovskii-1986.djvu


Ислам. Краткий справочник. 2-е изд., дополн. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986

Справочник о современном исламе подготовлен коллективом советских востоковедов. В книге около трехсот статей, посвященных отдельным понятиям, видным деятелям ислама, направлениям и течениям в исламе, сектам, школам мусульманского права, современным мусульманским организациям и учреждениям международного характера. Вводная статья «Ислам — вера и образ жизни» (автор М.Б.Пиотровский) рассказывает об исламе в целом, его сущности, истории и современной роли. Редколлегия справочника: Н.А.Иванов, С.X.Кямилев (ответственный секретарь), Е.А.Лебедев, М.-Н.О.Османов, Ю.А.Петросян, М.Б.Пиотровский, Л.Р.Полонская, Е.М.Примаков (председатель).

Islam-Kratkii-spravochnik-1986.djvu


Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986

Из аннотации: «Эта книга написана крупным советским ученым, доктором исторических наук С.А.Токаревым. Анализируя богатый материал, накопленный этнографией и археологией, „священные“ книги и богословскую литературу всевозможных направлений, автор дает общий обзор религий различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных верований до формирования так называемых мировых религий».

Tokarev-1986.djvu


Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. Ветхий завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии. М.: Политиздат, 1987

Из аннотации: «Автор книги — известный востоковед, доктор исторических наук — ведет разговор о Ветхом завете, „священной книге“ иудеев и христиан. На основе анализа древнееврейских текстов, вошедших и не вошедших в канон, он доказывает несостоятельность тезиса о богодухновенности Библии, рассказывает историю Ветхого завета, составленного из соответствующим образом препарированных древнеизраильскими жрецами памятников литературы и общественной мысли древней Передней Азии».

Shifman-1987.djvu
Shifman-1987-bis.djvu


Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987

Из аннотации: «Имя доктора исторических наук И. С. Свенцицкой хорошо известно всем, кто интересуется древней историей вообще и историей христианства в частности. В 1980 г. вышла в свет ее книга „Тайные писания первых христиан“, рассказывающая о формировании вероучения и „священных“ текстов христиан, а в 1985 г. была опубликована книга „От общины к церкви“, в которой автор показывает, в силу каких причин произошло превращение сравнительно малочисленных, разрозненных, преследуемых римскими властями христианских общин в могущественную церковь, занявшую господствующее положение среди других религиозных культов Римской империи. Идя навстречу пожеланиям читателей, издательство подготовило настоящее издание, в котором объединены обе вышеназванные книги».

Svenitskaya-1987.djvu


Гече Г. Библейские истории. М.: Политиздат, 1988

Из аннотации: «Эта книга, в которой в популярной форме рассказывается содержание библейских мифов, выдержала в Венгрии два издания. Ее автор, известный философ, подходит к Библии как к литературному памятнику древности, пытаясь выявить земные истоки мифов и легенд, раскрывая тем самым несостоятельность представлений о „богодухновенности“ библейских сказаний».

Gecse-1988.djvu
Gecse-1988.zip


Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.: Политиздат, 1989

Из аннотации: «Книга видного итальянского ученого-коммуниста Амброджо Донини освещает одну из драматических эпох европейской и мировой истории — крушение античного мира, Римской миперии и возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан прцесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства в господствующую церковь Римской империи, а затем Византии и первых государств средневековой Европы».
Электронный вариант книги впервые опубликован в библиотеке http://religionlibrary.ucoz.ua/publ.

Donini-1989.djvu


Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., Политиздат, 1990

Из аннотации: «Предлагаемые читателю книги известного советского историка А.Б.Рановича (1885–1948), изданные в 30-е годы, давно уже стали библиографической редкостью. Между тем по своему содержанию они представляют огромную научную ценность, так как включают в себя в переводе на русский язык основные первоисточники по истории раннего христианства. Настоящее издание предпринято по многочисленным просьбам читателей».

Ranovich-1990.djvu


Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991

Из аннотации: «Написанная живым, доступным языком, книга известного арабиста, исламоведа содержит изложение коранических легенд и преданий, анализ их истоков, их бытования в доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманской культуры».

Piotrovskii-1991.djvu


Учение. Пятикнижие Моисеево / Перевод, введение и комментарии И.Ш.Шифмана. М., Республика, 1993

Из аннотации: «Книга представляет собой вновь осуществленный научный перевод текстов Пятикнижия Моисеева (Торы), максимально соответствующий древнему Macoретскому канону Beтхого завета, а также историко-социологический, филологический и религиоведческий комментарий к нему. Автор перевода и комментариев — доктор исторических наук И.Ш.Шифман (1930 — 1990)».

Shifman-1993.djvu


Финкельштейн И., Зилберман Н. Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии [The Bible Unearthed], 2002 (пер.: Т.Свитлык, Ю.Клименковский, А.Енин)

Книга об открытиях, которые «произвели революцию в изучении раннего Израиля и ставят под серьезное сомнение историческую основу таких известных библейских историй, как странствия патриархов, исход из Египта, завоевание Ханаана, а также знаменитой империи Давида и Соломона».

Finkelstein-2002-rus.pdf
Finkelstein-2002-eng.pdf


Friedman R.E. The Bible with sources revealed. A new view into the five books of Moses, 2003

В книге конспективно излагаются основные аргументы сторонников документальной гипотезы и приводится полный текст Пятикнижия с делением по источникам.

(external link)


Фридман Р. Как создавалась Библия [Who wrote the Bible?]. М., 2011

Из аннотации: «Это одна из тех редких книг, которым одновременно присущи увлекательность и научная глубина, выдержанность классической библейской критики и смелость в рассмотрении запретных для многих тем. Кем и в каком мире была создана Библия? Были ли авторы современниками описываемых событий? Были ли среди них женщины? Как связаны реальная история и библейские рассказы? Зачем была написана Библия?».

Friedman-2011-rus.djvu
Friedman-2011-eng.pdf (файл удален по требованию автора)


Ротштейн В.Г. Психиатрия. Наука или искусство? Фрязино: «Век 2», 2004. — (Наука для всех)

Из аннотации: «Психические расстройства: что нужно знать всем, а что — пациентам и их родственникам. Как психиатры ставят диагноз и насколько он достоверен. Проблема баланса между правами личности, пользой для больного и интересами общества. Впервые на русском языке в доступной для широкого читателя форме изложены основные понятия традиционно закрытой области — психиатрии».

Rotshtein-2004.djvu


Энниг Жан-Люк, Краткая история попы. Пер. с франц. Е.Клоковой. М.: КоЛибри, 2005

«Типично французское сочетание блеска, легкости, остроумия и бесстыдства». По признанию Альбины Беленькой, книга о ней самой.

Jean-Luc_Hennig-2005.djvu

Hashtags: #еффатизм, #научная_религия, #Церковь_Предвечной_Длани, #еффатист, #ephphathism, #Church_of_the_Eternal_Hand, #ephphathist