Изучение уровня подготовки по математике выпускников средней школы
В. М. Финкельштейн
г. Кемерово
С 1968 года автор проводит первого сентября анкетирование
среди студентов первого курса, избравших своей будущей специальностью
математику или физику, или технические науки. Цель
выяснить, насколько они понимают теорию, изученную в школе, могут ли
использовать свои знания для решения новой задачи; кроме того, в анкету
включено несколько вопросов для проверки умения решать типовые задачи.
Анкета, проведенная в различных городах, показала, что результаты не
зависят от места анкетирования. С 1971 года в анкете предлагаются
практически одни и те же 15 вопросов. В 2002 году в
анкету было добавлено три вопроса. Процент верных ответов по многим
вопросам со временем почти не меняется. Ответы дают интересную
информацию. Примерно 40% выпускников школы, принимавших участие в
анкетировании, не могут выделить из формулировки теоремы, что дано, и
что доказать; 22% полагают, что при доказательстве от противного
можно доказывать теорему, не используя ее условие; 38% уверены,
что используя свойство медианы, можно доказать, что отрезок,
соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны,
является медианой. Анкета дает возможность определить уровень
подготовки выпускника школы. Наш опыт показал, что те первокурсники,
которые набрали 10 и более баллов (число правильных ответов из
первых 15), имеют достаточную подготовку, для того, чтобы хорошо
учиться. Студенты, набравшие 6 и менее баллов, испытывают, как
правило, серьезные трудности в освоении программы вуза; в школе они
решали задачи только по шаблону. Это подтверждается коэффициентом
корреляции (0,68) между количеством баллов и оценками, полученными
группой из 26 студентов, на первой вузовской контрольной работе.
Результаты анкеты показывают, что многие учителя не привлекают
учеников к поиску доказательства, не учат доказывать, многие ученики не
доказывают теорему, а лишь пересказывают ее доказательство.
Еще Сократ с помощью наводящих вопросов добивался, чтобы его
собеседник самостоятельно пришел к истине. О том, как следует учить,
писали многие математики, методисты, педагоги. Но ...
Источник:
Международная конференция по математике и механике. Тезисы докладов /
Под общ. ред. Н. Р. Щербакова.
Томск: Томский государственный университет,
2003. с. 191.