«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний», или Почему в очереди нет «крайнего»

—Смерть! где твое жало? — А вот оно... Кажется, этой осенью смерть перевыполнила свои планы, да так, что коса затупилась. Один за одним уходят сотрудники, так что на стенах не хватает места для некрологов...

..........

Была недавно на отпевании в прикладбищенской часовне и с удивлением увидела в молитве Иоанну Предтече слова «крайний Пророче». Думала самодеятельность — ан нет, всё так, все российские православные именно так славят Иоанна Крестителя. И, с точки зрения русского языка, неправильно славят.

Почему? На это в русском языке есть внутрисистемная причина: для обозначения — как сказали бы математики — точек на границе одномерных, двумерных и трёхмерных объектов имеются различные термины, и это смыслоразличение строго соблюдается.

Если человек мыслит объект как протяженный в _одном_ измерении, линейный, вытянутый, точки которого можно упорядочить (примеры: кривая линия, текст, временна́я ось), то у этого объекта есть «начало» и «конец», соответствующие точки называются «первой» и «последней» (членение «по-следний» подчёркивает идею упорядоченности — «следования» за чем-либо).

Если объект воспринимается как _двумерный_ (примеры: пятно, диск солнца, лужа), то его граница называется «край», а точки на границе — «крайними». Поэтому, например, можно стоять «на краю бездны» и быть «на переднем краю» обороны. [Между прочим, «на краю» — особый падеж, сравните: «в Красноярском крае».]

Если же объект _трёхмерный_ (пример: футбольный мяч), то граница называется «поверхностью».

Поэтому у ножа «острый конец», а у тарелки — «край»; у деревни — глобально вытянутого объекта — может быть «конец», а «своя хата» — «с краю». Поэтому в очереди людей могут быть «первый» и «последний», можно стоять «на краю» толпы и лежать «на поверхности» горы трупов.

Почему же в православной молитве последний пророк назван крайним? Потому что это, по-видимому, «новодел». В церковнославянском тексте Библии слово «крайний» употребляется только в трех контекстах: «крайняя плоть», «крайние части» при описании разделки туши (Левит 4:11) и «крайние (т.е. пограничные) города» (Иезекииль 25:9) — и всегда правильно.

P.S. Между прочим, в тексте Нового завета нигде явно не сказано, что Иоанн Предтеча — последний, говорится лишь, что он наибольший из уже́ пришедших пророков: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф. 11:11). Таким образом, текст Писания не исключает прихода последующих пророков (чему мы и были свидетелями).

P.P.S. Анекдот в тему.

Вопрос армянскому радио:

—Кто такая секс-бомба?

—Женщина, при виде которой мужчина чувствует свой конец.

[Альбина Беленькая]